Тренды e-learning и онлайн школ в России 2020. Бежать, чтобы оставаться на месте.

2020 год становится вызывающе сложным для российского онлайн-образования. Мы решили открыть наш блог дайджестом мнений от интереснейших игроков рынка. Критерии выбора проектов простые: качественный продукт и высокая репутация на рынке онлайн-образования, хороший уровень выручки, открытая команда с вдохновляющими нас руководителями. В фокусе данной статьи именно онлайн-курсы, так как EdtTech в целом — слишком широкая тема.

Мы собрали три коротких мнения от гостевых экспертов и дополнили развернутым текстом от автора нашего проекта. Кстати, если вы видите себя в ряду соавторов этого материала, мы будем рады его дополнить. В итоге получился очень насыщенный лонгрид, который мы намеренно не стали сокращать или разбивать на серию материалов. Для нас важно, чтобы все было оформлено в одну статью, которая станет большим поводом для раздумий.

Наслаждайтесь, вдохновляйтесь, принимайте вызов. А что делать, если вы только на старте проекта, читайте в самом конце материала.


«Рост x3, конкуренция за кадры.»


Александр Турилин
Сооснователь SkillFactory.

В продуктах и продвижении в прошлом году нашей компании нашими лучшими решениями были: 

  1. Запуск длинных специализаций от 6 месяцев до года
  2. Команда бесплатных продуктов, работа которой принесла нам 15% выручки
  3. В линейке продуктов мы запустили продукты в области программирования.
  4. Полностью пересобрали продукты с фокусом на тренажерах, менторах и реальных проектах

Компания SkillFactory  выросла в 3.2 раза за предыдущий год, усилили команду высококлассными профессионалами.

Наши цели на 2020. Буду говорить коротко и по пунктам:

  1. Мы планируем продолжить рост x3 в будущем году.
  2.  В продукте наша основная точка фокуса — это развитие системы поддержки и менторства.
  3. Высшее образование, бизнес школа и дизайн — области, в которых мы создадим сильный продукт в 2020 году.
  4. Планируем провести несколько экспериментов — с выходом на зарубежный рынок и с курсами в области lifestyle и хобби.

Чего ждать всем игрокам:

  1. Еще большая активизация крупных компаний и больших денег на рынке
  2. Появление новых лидеров — стремительно растущих компаний, которые пока не публичны.
  3. Огромная конкуренция за кадры.

«Игроки с выручкой более 1 млрд / год»


Евгений Лебедев
Директор по маркетингу Яндекс.Практикум

Самое интересное за 2019 год — появление уже нескольких игроков с выручкой больше 1 млрд рублей за год. 

Образование — консервативная отрасль, но онлайн постепенно проникает в неё. В дополнительном профессиональном образовании мы оцениваем долю онлайна сейчас в 3-5%.

Одновременно с проникновением онлайна в сферу образования, повышаются требования к качеству. Точнее у потребителей начинают формироваться ожидания от конкретных продуктов. 

Если это длительное обучение профессии, то потребители ожидают помощи с трудоустройством; если это недорогой курс, то ожидают актуальных профессиональных знаний, а не устаревших видеозаписей. Мы увидели, что на рынке США эти требования уже сформированы, есть специальные агрегаторы обучения, требования на законодательном уровне. Нам этот путь предстоит пройти за 3-5 лет. 

С точки зрения продуктов в этом году самыми интересными остались продукты, которые выстраивают образовательный трек вокруг сторителлинга, рассказывают истории, сразу приземляют теорию в практику, дают много обратной связи. Формат вебинаров и односторонней передачи знаний уже явно недостаточен, чтобы конкурировать в некоторых областях обучения.

 В маркетинге образования работают два краеугольных камня: 

  1. Построение знания о том что вообще можно учиться в онлайне, трансляция этого знания в медийные каналы, через блогеров и так далее). 
  2. Доверие. Вам должны доверять, чтобы отнести вам деньги. Важно использовать инструменты отзывов, пользовательских историй, сарафанного радио. 

Полагаю, в 2020 общее знание о том, что можно учиться в онлайне вырастет, и на первый план выйдут инструменты, повышающие доверие именно к вашему бренду.


«Хороший маркетинг и хороший продукт – это минимальные требования к существованию на рынке»


Юлия Будишевская
Сооснователь Сity Business School

Рост ускорился в 2-3 раза

За 2019 год сильно ускорился рост рынка игроков, по отношению к прошлому году в 2-3 раза на наш взгляд. Сейчас есть четкое понимание развития рынка, технологий, поэтому гонка уже началась. В 2019 году на рынок вышло несколько крупных игроков в лице Mail.ru, Яндекс и т.п., которые строят свои эко-системы. Этот тренд будет развиваться, конкуренция возрастает.

В следующем году супер-бренды будут забирать максимальное количество трафика, т.к у них нет задачи показывать прибыль, есть задача показывать рост, соответственно всю маржинальность они могут сливать на развитие и расширение, что не может позволить себе более мелкий игрок. Ожидаем коллабораций от крупных компаний.

Будут открываться новые акселераторы и другие инфраструктурные EDTech проекты. Мы ожидаем рост инвестиций в EDTech проекты. Сейчас то время, когда инвесторы могут получить максимальные “иксы” на свои инвестиции с минимальными рисками, потому что понятно, как будет проходить цифровая трансформация в ближайшие 5 лет.

Качество продукта в такой ситуации выходит на первое место как инструмент для победы на рынке,  особенно для стартапов и небольших онайн школ. Потому что у более мелких игроков нет шансов конкурировать по маркетингу, бренду и бюджету с крупными компаниями. 

Продвижение и продукт

Сегодня хороший маркетинг и хороший продукт – это минимальные составляющие просто существования на рынке.

Уже стабилизировались воронки продаж и методики продвижения, появились определенные стандарты и кейсы. Теперь важна работа по выстраиванию этих технологий в множестве каналов. К примеру, вам звонят и сообщают о какой-то акции, параллельно приходит письмо на почту и смс-уведомление.

Бесплатные продукты стали золотым стандартом продвижения. Причем если раньше упор делался на короткие форматы: тесты, ознакомительные книги и чек-листы, сейчас это полноценные обучающие продукты, которые показывают экспертизу и дают пользу.

Стоимость продвижения сильно увеличится и будет отходить от продвижения конкретных продуктов, к созданию community, которое окупается с покупки 2,3,4 продукта. Линейку необходимо строить так, чтобы люди покупали серию продуктов. 

Ждем активного развития модели подписки с очень большой ценностью и низкой ценой. Это логичная стадия развития в условиях конкуренции и потребностей клиента. Российские клиенты пока только привыкают к подписной модели,  на рынке США это — бизнес модель №1.

Надеюсь, мы увидим новые инструменты, снижающие стоимость привлечения клиента.

В продукте я вижу несколько ключевых трендов:

  1. Мощно развивается запрос на непрерывное обучение и обучение по требованию. А это значит, что продукты станут короче, узко направленные на решение конкретной задачи, которая стоит в данный момент перед человеком.
  2. Большее внимание уделяется созданию индивидуальных образовательных траекторий с учетом цифрового следа человека. Наш софт уже использует эти данные и строит персональные программы обучения для студентов.
  3. Будут появляться blended программы.
  4. Менторинг становится ценной частью продукта.
  5. AR и VR. Перспективные технологии, которые через 5 лет будут на пике, при условии удешевления движков для продуктов AR/VR. Пока такие инструменты могут себе позволить крупные корпорации, а не массовый рынок.

Рынок Китая.

Так как меня часто спрашивают о моем мнении по рынку Китая, выскажу свое мнение. Китайские коллеги, в связи с диким уровнем конкуренции ушли далеко вперед. AR,  VR и роботизация уже активно используются в различных областях. Например, с помощью технологий VR в Китае изучают английский язык. Прекрасно развито адаптивное обучение и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. В Китае отработаны технологии, которые позволяют очень дешево создавать качественный видеоконтент и упаковывать продукты. Практически любой эксперт может сделать качественный продукт. Технологии маркетинга и продвижения разительно отличаются от наших.

В Китае огромное количество образовательных акселераторов с серьезными финансовыми вливаниями и технологическим обеспечением. Не привыкшие к такой конкуренции и внутренней специфике рынка, российские компании вряд ли смогут конкурировать с местными игроками.


«Возможно, последний шанс пройти квалификацию для игры в крупный бизнес»


Полина Теплякова
Polya Marketing

Как автор обучающей программы для запускающих бизнес в теме e-learning, я отмечаю несколько трендов.

Придется работать

Отрезвляющий эффект реальной работы на рынке онлайн-образования. Множество информационных бизнесменов подарили аудитории или внушили красивые мечты об удаленном бизнесе на островах без усилий. Выпускники программ по запуску онлайн-школ столкнулись с тем, что онлайн-школы это реальный бизнес с выстраиванием команды, проектного менеджмента, регулярного маркетинга, управлением продуктов, адекватной финансовой модели.

Стабильный рост рынка, оригинальные ниши, кратный рост ряда компаний, выход на англоязычные рынки.

Как отметили коллеги выше, несмотря на худшие практики информационного бизнеса с некачественным продуктом, в целом, российская аудитория все больше учится онлайн, начиная от дистанционного образования в школьном сегменте до курсов для аудитории 50+.  При этом выручку в миллиард рублей заявляют как компании в профессиональных нишах, так и мягкие ниши (хобби и отношения). Кратный рост в течение года озвучили многие продюсеры и компании. Большой потенциал открывается в проникновении в направлении высшего образования. Все крупные компании и многие амбициозные молодые предприниматели сделали свои первые попытки выхода на англоязычный рынок.

Потенциальное лицензирование, внимание к качеству продукта.

Практически все студенты моих курсов и партнеров стали уделять продукту повышенное внимание. Уходят в небытие раздача курсов ссылкой на облако. Тема огромного количества запросов в профессиональных чатах звучит так: “Ищем методистов, педагогических дизайнеров, геймификаторов”. При этом все равно остаются популярными курсы, например, для аудитории Instagram, в которых контент отдается просто в формате аудио и это более чем устраивает клиентов.

Волна беспокойства среди авторов онлайн-школ прокатилась в связи с обсуждением в Думе возможности обязательного лицензирования онлайн-школ. Ряд продюсеров даже сформировали первые попытки создать внутреннюю ассоциацию для защиты интересов предпринимателей в онлайн-образовании. При этом крепкие информационные бизнесмены уже провели процедуру получения лицензии и получили приток студентов, для которых важно наличие сертификатов и возможности получить налоговые вычеты. Часть онлайн-школ пошла еще дальше и получила сертификаты зарубежных организаций, например, компания Ольги Шевченко Helppy прошла одобрение от Европейской Ассоциации Вузов и преподавателей. По словам Ольги, трудоемкая процедура подтверждения качества курсов включала предоставление 500 отзывов от учеников. 

Появились очень интересные программы для широкого круга специалистов и предпринимателей по педагогическому дизайну, например, School of Education от Universal University. Хорошим тоном для предпринимателей и инвесторов в онлайн-образовании стало проходить магистратуры по психологии обучения, обработке данных в образовании. Многие онлайн-школы начинают выстраивать полноценный отдел развития продукта, включая методистов, кураторов, игровых дизайнеров, сценаристов, разработчиков.

Великолепным вызовом для рынка становятся зарубежные продукты,например, www.masterclass.com Эти курсы с высоким качеством производства и визуализации и звездными спикерами все чаще появляются в лентах самих авторов онлайн-школ. Отдельно хочется отметить проект Арзамас — бесплатные курсы с качественной экспертизой в области культуры, высокий для русского рынка продакшна уровень съемки, постоянное обновление образовательных продуктов. Еще один вдохновляющий качеством онлайн-продукта курс — Go Practice с симулятором задач для продуктового менеджера. И последний для меня кусочек паззла в развитии продукта: в Москве и других городах активно развиваются услуги по производству высококачественных вебинаров для широкого круга спикеров, яркий пример: студия Николая Соколова  и Александра Мусалова “Вебинарий”.

Выход крупнейших игроков на рынок и активизация курсов для конечных пользователей, онлайн-продуктов для развития компаний,  сделок и акселераторов.

Я не претендую на полноту списка всех игроков, вышедших в 2019 году и прошлых годах на рынок онлайн-образования. Далее я описываю самые интересные проекты, которые попали в поле зрения меня и кураторов моей обучающей программы. МТС Университет, подписки с обучающими материалами на платформе Wink (Лицей), телеканал с обучающим контентом СТС КИДЗ, корпоративный университет Сбербанка и dasreda.ru, акселератор Ed2Tech, акселерационные программы для Edtech от Яндекса, сделки от Mail.ru (Алгоритмика, Skillbox), обучающие программы от крупнейших интернет агентств: Completo (Maed), RTA (“Уволь маркетолога”). Платформа Вконтакте презентовала на EdCrunch (2019) модуль для проведения онлайн-марафонов внутри своей социальной сети. Ждем также крупных маркетплейсов от игроков с большим количеством трафика.

Маркетинговые тренды: клубы, подписки, donation, оффлайн как новый черный.

И маленькие и средние онлайн-школы уходят от модели продаж отдельных курсов в построение клубной модели с подпиской. Причем такие клубы могут быть массовыми и стоить от 10 долларов в месяц и доходить до элитной модели клуба для своих с чеком от 150 000 рублей в  месяц. Российская аудитория привыкает оплачивать обучение, вовлечение, мотивацию и общения в виде клубной работы по подписке. Для авторов онлайн-школ это значит, что они могут предсказывать денежный поток, выстраивать крепкое сообщество клиентов вокруг своего бренда, учиться удерживать клиентов в своих обучающих продуктах. Тренду клубов способствуют и платформы социальных сетей, например, развитие функций сообществ в Facebook.

Отдельно отмечу, что в мягких нишах с невысоким чеком у меня и моих партнеров прекрасно идут эксперименты с оплатой за donation. Так я запускала тренинг по нетворкингу, экспериментирую с этим. С моделью платного клуба для авторов онлайн-школ мы также экспериментируем и клуб уже успешно работает. Оффлайн-форма со встречами со студентами и миксы онлайн и оффлайн обучения — это фишка 2019 года, и в 2020 эта форма работы может стать еще более модной, так как она значительно увеличивает доверие к эксперту и образовательной компании и повышает продажи.

Свергайте королей или почему стоит принять вызов и запустить онлайн-школу в 2020 году даже если вы новичок.

2019 показал, что никаких чертовых непобедимых мастодонтов нет.  Успех предыдущих крупных игроков не помешал появиться ярким новичкам, которые кратно выросли за 1-2 года. Да, вам точно придется много учиться и много работать, чтобы создать успешную онлайн-школу. На рынке точно есть место еще множеству авторских проектов в формате “высокий доход для эксперта с его/ее авторскими курсами” и полноценным образовательным компаниям с линейкой курсов с разными экспертами.


«Начинайте! А мы поможем вам информационно»


Полина Теплякова
Polya Marketing

У нас есть отличная 3 месячная и полугодовая обучающая программа, которая проведет вас с нуля до работающей онлайн школы с качественным продуктом и первыми бизнес процессами. Эта программа подойдет и школам на этапе идеи, и школам с выручкой до 500 000 рублей. Студенты программы: предприниматели, эксперты и маркетологи, готовые заниматься продуктом, продажами и построением команды.

5 февраля мы начинаем горячую линию
по онлайн-школам

30 онлайн-трансляций для предпринимателей, экспертов и маркетологов в сфере онлайн образования. Заполните форму, чтобы не пропустить!

Благодарим вас за внимание к материалу и ждем развернутых экспертных комментариев. Мы за качественное онлайн образование.

Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх